«Трудная адаптация»


Козина Оксана Владимировна
Педагог-психолог МДОУ «ЦРР
«Зорька» -Д\с №16» г. Железногорск

«Трудная адаптация».

В том случае, когда ребенок не справляется с задачей адаптации к новым условиям, мы можем наблюдать симптомы трудной адаптации, являющиеся для взрослых сигналом к действиям по оказанию усиленной помощи ребенку. Такими симптомами являются:


1. Нарушение положительного эмоционального состояния малыша, что сопровождается эмоциональной напряженностью, беспокойством или заторможенностью.
2. Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него.
3. Ребенок сторонится сверстников, испытывает трудности при установлении контакта с другими
детьми.
4. Нарушение аппетита: малыш отказывается от еды, она может вызывать у него тошноту.
5. Нарушение сна (неспокойное, медленное засыпание; неустойчивый, беспокойный сон), в часы отдыха ребенок плачет.
6. Болезненно, бурно протекает разлука и встреча с родными: ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами.
7. Снижается активность малыша и по отношению к предметному миру. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.
8. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску вирусного инфицирования, приводит к частым болезням. Оптимальным было бы отсрочить поступление в детский сад и подержать ребѐнка на домашнем воспитании до 5 лет – обычно этого времени хватает, чтобы нервная система укрепилась достаточно. Тогда у ребѐнка будет ещѐ год до школы, чтобы освоиться в детском сообществе. Особую проблемную категорию с точки зрения привыкания к садику составляют дети с синдромом ранней детской нервности (синоним невропатия) – чрезмерно заострѐнной нервной чувствительностью в сочетании с ослабленностью здоровья. Эти малыши с младенчества обнаруживают:
— проблемы со сном (трудности засыпания, беспокойный сон, капризность и плохое  самочувствие после пробуждения, ранний отказ от дневного сна и др.);
— проблемы с питанием (плохой аппетит, избирательность в питании, повышенный рвотный рефлекс – неприятная по вкусу или консистенции еда вызывает тошноту, рвоту);
— особенности эмоциональной сферы (легко возникают бурные эмоции, плач, беспокойство);
— нервную утомляемость при шуме и психическом напряжении (возникающую в ситуации оживлѐнной игры, пребывания в многолюдной обстановке, обилия впечатлений);
— особенности телесного реагирования и соматического здоровья (жалуются на «кусачую» одежду, не любят мяться под душем, причесывать и мыть голову;
— метеочувствительны, страдают от головных болей; имеют склонность к расстройствам работы желудочно-кишечного тракта, частым, хронизирующимся заболеваниям верхних  дыхательных путей, ангинам, аллергии, диатезам; причѐм прослеживается чѐткая связь
заболеваемости со стрессовыми ситуациями; возможны нервные тики, заикание, недержание мочи или кала, обусловленные утомлением, нервным напряжением или временем года).
Обстановка в группе детского сада является для ребѐнка с синдромом ранней детской нервности ощутимой нагрузкой, испытывающей на прочность силы неокрепших ещѐ нервов. Чрезмерными оказываются такие раздражители, как вкус непривычных блюд, шум в группе, новые впечатления. Переутомляясь от них, ребѐнок становится плаксивым, вялым, раздражѐнным, тяжело засыпает, отказывается идти в сад. На фоне адаптационного садовского стресса у детей-невропатов заметно усугубляется состояние здоровья, а в трудных случаях (когда значительно выражены многие проявления симптома) малыши тяжело и длительно болеют, адаптации к саду не происходит. Если у малыша отмечаются не все, а некоторые признаки синдрома ранней детской нервности и они выражены не резко, можно попробовать отдать его в сад пораньше, чем в 5 лет, но адаптация потребует большего времени (до полугода) и адекватного отношения к ребѐнку взрослых. А именно:
Родители должны известить воспитателя об особенностях реагирования малыша, с тем, чтобы педагог в течение дня дал ребѐнку возможность переключиться с шумных общих игр на привычный ритм – побыть, поиграть одному, отдохнуть, отвлечься. Попросить воспитателя не кормить ребѐнка насильно.
По возможности забирать ребѐнка из группы немного раньше. По возвращении из детского сада домой необходимо 1-2 часа для снятия нервного напряжения – дать возможность на свежем воздухе «спустить пар» на игровой площадке.
Провести вечернее время в доброжелательной обстановке, без нравоучительных бесед о поведении ребѐнка – ведь после шумного дня в группе малыш слишком утомлѐн.
Если вы наблюдаете у своего ребѐнка проявления синдрома ранней детской нервности, проконсультируйтесь с детским неврологом или психоневрологом. В случае необходимости эти специалисты порекомендуют приѐм средств, которые помогут гармонизировать эмоциональные и поведенческие реакции, преодолеть адаптационный стресс и укрепить нервную систему