Доступная среда


  «Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

    Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.

   Ребенок с ОВЗ  — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обследование детей ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.   

      Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

      МДОУ «ЦРР «Зорька» — Детский сад №16″ введен в эксплуатацию в декабре 1974 года.   Входная площадка имеет звонок при входе, вывеску с названием организации, графиком работы организации, планы здания.

Наличие детей с ограниченными возможностями здоровья  и организация деятельности в группах общеразвивающего вида 

     В 2017-2018 учебном году МДОУ «ЦРР «Зорька» — Детский сад № 16″ воспитываются 2 воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи), которые посещают общеразвивающие группы согласно возрасту и получают логопедическую помощь на   логопункте.  Детей-инвалидов нет. Содержание коррекционной работы обеспечивает служба психолого-педагогического сопровождения, целью которой является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся успешной личности ребенка в соответствии с его возможностями.

Наличие оборудованных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

  Для воспитанников дошкольной организации, детей-инвалидов и детей с ОВЗ функционируют 1 кабинет учителей-логопедов, кабинет педагога-психолога, физкультурный зал, музыкальный зал. 

Условия обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    Дети с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. В образовательной организации воспитываются  34 ребенка с ОВЗ (нарушение речи), которые интегрированы в общеразвивающие группы и получают логопедическую помощь на   логопункте .

     Для детей с ОВЗ разработаны индивидуально-образовательные маршруты с учетом особенностей психофизического и речевого развития детей, их индивидуальных возможностей и социальную адаптацию. Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание необходимой коррекционной помощи. В детском саду функционирует ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум).

Помещения для организации образовательного процесса для  воспитанников с ОВЗ

        В МДОУ «ЦРР «Зорька» — Детский сад № 16»  имеются помещени: кабинет педагога-психолога  учителя-логопеда, музыкальный и физкультурный залы, кабинет изодеятельности. Они оснащены различными дидактическими пособиями, которые могут быть использованы в ходе коррекционно-развивающей деятельности специалистов.

   Организация питания  воспитанников и лиц с ограниченными возможностями здоровья

      Оборудование и персонал пищеблока детского сада обеспечивают воспитанников с ОВЗ  5-ти разовым питанием.

Условия охраны здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

              Охрана здоровья воспитанников с ОВЗ обеспечивается следующими условиями:

  • здание детского сада оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности;
  • для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в детском саду функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • разнообразие и смена видов деятельности;
  • разнообразие и вариативность дидактического материала;
  • безопасность дидактических материалов;
  • использование здоровье сберегающих технологий.

Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям

      Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для воспитанников с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МДОУ «ЦРР «Зорька» — Детский сад № 16» и с другими сайтами образовательной направленности, на котором существует версия для слабовидящих.
    Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы). 

Нормативно – правовая база по обеспечению условий доступности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

  1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (с изменениями и дополнениями).
  2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ
  3. Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624).
  4. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
  5. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями).
  6. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 n вк-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».
  7. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2017 г. N ТС-267/07 «О направлении информации» (О создании ресурсного класса, позволяющего обеспечить создание необходимых условий, в максимальной степени способствующих получению без дискриминации качественного образования и социальному развитию обучающихся с расстройством аутистического спектра, в т. ч. через организацию системы инклюзивного образования)
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»